Учителям / Полезные статьи  

Принцип природосообразности воспитания

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платонова, Аристотеля.
Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII - XIX веков. Выдающийся немецкий педагог, демократ, сделавший дальнейший шаг в разработке теории развивающего обучения, Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учётом трёх принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. На основе этого он сформулировал систему дидактических правил, изложил их в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г). О природосообразности он писал, что и для врага, и для воспитателя самое важное – узнать природу человека вообще и в частности. Всякое искусство может достигнуть ничего идя против природы; все достижения техники, вызывающие удивление, тапк блестящи только благодаря тому, что их творцы умеют использовать силы природы. Природа - это сила. И в человеке природа также сила. Неправильное обращение с человеческой природой может убить отдельных людей но человечество убить нельзя. Горе тому, кто будучи облечён властью, способный на зло употребления, не понимает природы народов, человечества! Природа не любит насмешек, ничего не оставляет она не отомщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло.
Обратимся к термину «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С.И.Отегова толкование этих слов следующее: «Природа –
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир. 2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем – нибудь». Таким образом, под природообразованием мы понимаем согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной (в нашем случае человеку, ребёнку).
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Одни принципы исчезают, появляются новые. Это говорит о том, что наука наша должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, т.е. строить такую систему принципов, которая верно указывала бы путь к достижению цели образования.
К сожалению, просмотрев и проанализировав содержание современных («классических») учебников по педагогике, мы не нашли информации о рассматриваемом принципе. А в одном учебном пособии имеется следующая заметка: « Некоторые принципы утратили своё значение – например, принцип природосообразности в обучении (выдвинутый ещё Я.А. Коменским. уже в XIX веке потерял своё значение)». (см. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. – Ростов н/д: «Феникс», 2002).
Развитие же наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным учёным В.И. Вернадским учения о ноосфере.
Ноосфера , т.е. сфера разума – понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.
Создание передовой системы образования- это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России разработанной Академией естественных наук в 1993-1995гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.
Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем началам восприятия.
Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе. Природная составляющая нравственности этого человека будет относится к его взаимоотношениям с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор в пользу экожизни, позиции «Я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «Я – царь природы»)
Необходимым и достаточным принципом образования периода перехода к ноосфере является его природообразность или биоадекватность (по материалам Масловой Н.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования.)
Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждают также материалы методического семинара от 25 октября 2001г. « Принцип природосообразности как методическое основание проектирования систем и технологий обучения». Участниками семинара были научные сотрудники, педагоги, аспиранты ИОСО РАО и др. организации; работой руководил доктор педагогических наук А.В. Хуторский. На семинаре было поставлено несколько проблем. В частности, поставлена система соотношения между принципами природосообразности и культуросообразности. Вторая проблема – применимость принципа природосообразности в разных аспектах обучения. Был поставлен вопрос, что надо сделать, чтобы вся технологическая система, педагогическая система и проектная система менялись в направлении природосообразности. И третье, это проблема принятия и неприятия данного принципа. Авторитетным при рассмотрении данного вопроса является то, что идеей о природосообразности пропитаны работы человека с мировым именем А. Маслоу. Маслоу поднимает ряд проблем, вопросов, которые свойственны современности. Он пишет, что если конечная цель образования – это самоактуализация , то образование должно помочь людям выйти за пределы своей культуры и стать гражданами мира. Другая цель, которую должны были бы преследовать наши школы и учителя, состоит в открытии призвания, судьбы каждого. Открытие того, что вы хотите сделать с вашей жизнью – часто понимая того, кто вы такой, часть способности слышать свой внутренний голос. Школам следовало бы помогать детям заглядывать внутрь себя и из под познания себя выводить набор ценностей. Однако в наших школах сегодня не учат ценностям. (см. Маслоу А. Новые рубежы человеческой природы. /пер.с англ. М.: Смысл,1999г.)
Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
• осознал себя гражданином Вселенной;
• понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
• осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
• имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;
• формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
• осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего её. (по материалам книги: Мудрик А.В. Обобщение в процессе воспитания.

 

вернуться в раздел статей | обсудить на форуме



Используются технологии uCoz