Законы общения
Любой специалист - представитель профессий типа "человек-человек" уже в начале своей карьеры быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений.
Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, уметь присоединяться к человеку (такое явление иностранные психологи назвали "раппорт"). Механизм присоединения является ключевым для обеспечения эффективного и здорового взаимодействия педагога с учащимися.Присоединение всегда вызывает между собеседниками необъяснимое, подсознательное чувство доверия. Без доверия невозможно конструктивное общение. Когда Гриндер и Бендер, основатели нового и многообещающего направления практической психологии, попытались понять в чем секрет между тем, что делают успешные и неуспешные психотерапевты они обнаружили, что единственное значимое различие в том, что успешные всегда начинали свою работу с присоединения к клиенту, а затем проводили какое-либо воздействие.Неуспешные начинали свою работу сразу с воздействия и ... результата не добивались. Вот и все различие.
Вывод: если хочешь, чтобы твое воздействие имело силу, присоединись сначала к собеседнику, не жди, что гора подойдет к тебе сама. Присоединение может быть различным: присоединение при помощи дыхания, присоединение.
Присоединение может быть физиологическим, т.е. при помощи тела. Например, когда Вы садитесь или становитесь точно также, как ваш собеседник.
Самый мощный способ присоединение - психологический - это присоединение к внутреннему состоянию человека.
Для создания атмосферы психологического благополучия для каждого ученика в классе важно не только присоединение педагога и учеников, но и внутригрупповое присоединение, которое устанавливает партнерские отношения между учащимися, сплачивает коллектив, активизирует совместную мыслительную деятельность.
Большая роль в создании благоприятной психологической остановки отводится речевому общению.
Выделим несколько основных ситуаций общения между учениками и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки каких-либо мероприятий.
Не будем расстраивать речь учителя во время объяснения нового материала, т.к. они при этом в основном многолична.
Уделим внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Посмотрим, с каких слов учителя начался рабочий день школьника. Какие фразы на первом месте:
- Где вторая обувь! Покажи!
- Переобувайтесь!
- Почему опоздал! Давай дневник!
- Зачем стучишь в дверь, сам ее должен открывать, коль опоздал!
К сожалению, Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать! Звучат реже.
Делайте вывод, с каким настроением начинается рабочий день школьника.
- Какими словами учителя начинают и заканчивают уроки?
Чаще это призывы к тишине и порядку.
Встаньте ровно! Тише! Закройте рты! А иногда - претензии: Почему так грязно? Почему так плохо дежурите? Что за вид.
До свидания детям опять же чаще готовят учителя иностранного языка.
Затем уделялось внимание фразам, с помощью которых учителя хвалят детей.
Выяснилось, что любимая похвала учителей: молодец (1-е место), умница (2-е место), хорошо (3-е место).
В выражениях неудовольствия учителя более изобретательны и эмоциональны.
Известно, что в русском языке эмоционально-отрицательной лексики больше, чем эмоционально-положительной.
Но не смотря на это в школе должен преобладать эмоционально-положительный фон. Речь учителей может и должна этому способствовать. Психологи предлагают эмоционально окрашивать речь пословицами, поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.
Словарь-справочник "Как хвалить ученика!".
А - аккуратный, аккуратность (точность) - вежливость королей;
Б - безошибочный, благодарю;
З - забавный, знающий;
И - искренний, истинно верный;
К - как на картине;
П - понятливый, поразительный;
Р - радовать, развитой;
В - вежливый, великолепный;
Г - глаза горят, горит в руках;
Д - доброкачественно, душой и телом;
Е - его пример - другим наука;
Ж - желанный, животрепещущий;
К - колоссальный, красивый;
Л - логичный, любопытный;
М - мастер, молодчина;
Н - на высоте, на диво;
О - образцовый, отличный;
С - сами с усами;
Т - талантливый, точный;
У - уверенный, точный;
Х - ходячая энциклопедия, хороший;
Ц - ценный;
Ч - чистосердечный, чудный;
Э - энергичный, эффектный.