Учителям / Полезные статьи  

Законы общения

Любой специалист - представитель профессий типа "человек-человек" уже в начале своей карьеры быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений.

Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, уметь присоединяться к человеку (такое явление иностранные психологи назвали "раппорт"). Механизм присоединения является ключевым для обеспечения эффективного и здорового взаимодействия педагога с учащимися.Присоединение всегда вызывает между собеседниками необъяснимое, подсознательное чувство доверия. Без доверия невозможно конструктивное общение. Когда Гриндер и Бендер, основатели нового и многообещающего направления практической психологии, попытались понять в чем секрет между тем, что делают успешные и неуспешные психотерапевты они обнаружили, что единственное значимое различие в том, что успешные всегда начинали свою работу с присоединения к клиенту, а затем проводили какое-либо воздействие.Неуспешные начинали свою работу сразу с воздействия и ... результата не добивались. Вот и все различие. Вывод: если хочешь, чтобы твое воздействие имело силу, присоединись сначала к собеседнику, не жди, что гора подойдет к тебе сама. Присоединение может быть различным: присоединение при помощи дыхания, присоединение. Присоединение может быть физиологическим, т.е. при помощи тела. Например, когда Вы садитесь или становитесь точно также, как ваш собеседник. Самый мощный способ присоединение - психологический - это присоединение к внутреннему состоянию человека. Для создания атмосферы психологического благополучия для каждого ученика в классе важно не только присоединение педагога и учеников, но и внутригрупповое присоединение, которое устанавливает партнерские отношения между учащимися, сплачивает коллектив, активизирует совместную мыслительную деятельность. Большая роль в создании благоприятной психологической остановки отводится речевому общению. Выделим несколько основных ситуаций общения между учениками и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки каких-либо мероприятий. Не будем расстраивать речь учителя во время объяснения нового материала, т.к. они при этом в основном многолична. Уделим внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Посмотрим, с каких слов учителя начался рабочий день школьника. Какие фразы на первом месте:

- Где вторая обувь! Покажи!

- Переобувайтесь!

- Почему опоздал! Давай дневник!

- Зачем стучишь в дверь, сам ее должен открывать, коль опоздал!

К сожалению, Здравствуйте! Доброе утро! Добро пожаловать! Звучат реже.

Делайте вывод, с каким настроением начинается рабочий день школьника.

- Какими словами учителя начинают и заканчивают уроки?

Чаще это призывы к тишине и порядку.

Встаньте ровно! Тише! Закройте рты! А иногда - претензии: Почему так грязно? Почему так плохо дежурите? Что за вид.

До свидания детям опять же чаще готовят учителя иностранного языка.

Затем уделялось внимание фразам, с помощью которых учителя хвалят детей.
Выяснилось, что любимая похвала учителей: молодец (1-е место), умница (2-е место), хорошо (3-е место).
В выражениях неудовольствия учителя более изобретательны и эмоциональны.
Известно, что в русском языке эмоционально-отрицательной лексики больше, чем эмоционально-положительной.
Но не смотря на это в школе должен преобладать эмоционально-положительный фон. Речь учителей может и должна этому способствовать. Психологи предлагают эмоционально окрашивать речь пословицами, поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

Словарь-справочник "Как хвалить ученика!".


А - аккуратный, аккуратность (точность) - вежливость королей;


Б - безошибочный, благодарю;


З - забавный, знающий;


И - искренний, истинно верный;


К - как на картине;


П - понятливый, поразительный;


Р - радовать, развитой;


В - вежливый, великолепный;


Г - глаза горят, горит в руках;


Д - доброкачественно, душой и телом;


Е - его пример - другим наука;


Ж - желанный, животрепещущий;


К - колоссальный, красивый;


Л - логичный, любопытный;


М - мастер, молодчина;


Н - на высоте, на диво;


О - образцовый, отличный;


С - сами с усами;


Т - талантливый, точный;


У - уверенный, точный;


Х - ходячая энциклопедия, хороший;


Ц - ценный;


Ч - чистосердечный, чудный;


Э - энергичный, эффектный.

 

вернуться в раздел статей | обсудить на форуме



Используются технологии uCoz