Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслия, наивность. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Меняются его интересы, ценности, весь уклад его жизни. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Первоклассники проходят через кризис 7 лет. Как считает Л.И.Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С.Выготский называет общением переживаний. Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувство неполноценности, унижения или чувства собственной значимости, компетентности. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Ребенок внешне уже такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких, сделать то, что хочется. Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая оценивается взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве часто возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.
Оценка успеваемости в начале школьного обучение, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Позиции отстающего приводят к негативным последствиям.
Для развития у детей адекватной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников. И, наоборот, поощряют малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ребенка.
Итак, самооценка ребенка формируется руками взрослых: учителей и родителей. Школа и семья - важнейшие факторы развития самосознания. Основа самосознания - это самооценка. Но его становление зависти и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств.