Учителям / Полезные статьи  

Материалы для молодых психологов

Еще недавно Вы были выпускником психологического факультета, а сегодня Вы молодой специалист.
Вы полны энтузиазма, но постепенно Вас начинают терзать вопросы: "С чего начать? Как все успеть и т.д." и в душу потихоньку вползает отчаяние.
Но не следует паниковать, вспомните пословицу: "нельзя объять необъятное", составьте план своей деятельности и удачи Вам. Помощь и поддержку Вы можете получить у методистов психологических служб районов, города, а также обратиться к газете "Школьный психолог".
Там печатают методические рекомендации и материалы по планированию.
Я, как школьный психолог с 13-летним стажем работы, мог дать следующие рекомендации:
1. Пока у Вас нет возможности работать на всю школу, начните с учащихся начального звена.
В октябре следует посмотреть уровень адаптации первоклассников.
Для диагностики я использую такие методики:
Проективные:
- рисунок семьи;
- моя школа;
- моя учительница.
Методика: графический диктант позволяет определить очень важное умение школьника: следовать правилам.
С помощью "корректирующей таблицы" исследую сосредоточенность внимания.
Метод наблюдения за ребенком на уроке и перемене всегда дает очень много информации.
Затем все полученные данные обрабатываются и делается сводная таблица. В эту таблицу я включаю и результаты первичной диагностики по определению уровня школьной готовности.
Данная диагностика проводится мной в мае - июне - августе, когда детей записывают в школу.
Получается достаточно полная информация о каждом ребенке.
По итогам диагностики в осенние каникулы проводится консилиум, где говорится об особенностях каждого ребенка и о детях-дезадаптантах. Совместно с учителями и завучем принимаются решения и вырабатываются рекомендации.
В начале второй четверти я провожу родительские собрания по теме: "Возрастные особенности первоклассников. Адаптация учащихся к школьной жизни".
Родители детей-дезадаптантов приглашаются на индивидуальную консультацию с психологом.
И, конечно, обязательно проводится индивидуально-коррекционная работа с детьми, которые попали в "группу риска".
В конце второй или в начале третьей четверти проводится второй этап диагностики уровня адаптации.
А в конце года - заключительный.
На этом этапе я предлагаю детям выполнить
- методику на изучение самооценки;
- социометрическую методику;
- анкету такого содержания:

1. С каким настроением ты идешь в школу?
А. это моя обязанность.
Б. не хочу идти в школу.
В. с радостью.

2. Что тебе дает школа?
А. знания.
Б. общение.
В. ничего.

3. Что больше всего тебе не нравится в школе?
А. плохая оценка.
Б. замечания по поведению.
В. домашнее задание.
Г. какой-то урок.
Д. учитель.

4. Хорошо ли тебе в школе?
А. Да.
Б. Нет.
Проводится методика на изучение уровня сформированности мыслительных операций.
Конечно, кроме диагностической и консультативной работы, психологическая деятельность идет по все другим направлениям: профилактика, просвещение, коррекция. Здесь Вы исходите из целей и задач Вашей школы.
Таким образом, Вы, как молодой специалист, расставляете акценты и работаете в первую очередь с начальной школой. В поле Вашего зрения должны быть и выпускники начальной школы. По крайней мере, во второй половине года. Учащихся 4-х классов следует посмотреть на уровень готовности к переходу в среднее звено.
Чтобы не оставлять без внимания II и III ступень школы, Вы с ними можете работать по запросам со стороны учителей, учащихся и родителей.

Искренне желаю всем творческих успехов!


Психолог I категории школы № 110
Бусовикова Надежда Владимировна

Методика
Н.Г. Лускановой

Темы рисунков:

"Что мне нравится в школе".
"Что мне нравится дома".
"Моя семья".
"Мое любимое занятие".
"Мои желания".
"Мои друзья и я".
"Что такое хорошо и что такое плохо".
"Добро и зло".
"Самое красивое".
"Самое интересное".
"Как я провел каникулы".
"Какой мне хотелось бы видеть школу".
"Что мне нравится в школе".

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов м.б. использована краткая анкета.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень (1);
- нравится (3);
- не нравится (0).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома (0);
- бывает по-разному (1);
- иду радостью (3).
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома:
- не знаю (1);
- остался бы дома (0);
- пошел бы в школу (3).

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:
- не нравится (3);
- бывает по-разному;
- нравится (0).

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3);
- не знаю (1).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю (1);
- не хотел бы (3);
- хотел бы (0).

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто (3);
- редко (1);
- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю (1);
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3).

9. У тебя в классе много друзей?
- мало (1);
- много (3);
- нет (0).

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (3);
- не очень (1);
- не нравятся (0).

Данная анкета м.б. использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики.
При этом допустимы 2 предъявления:
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые не походят.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и экспериментатор просит их отменить все походящие ответы.

5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учеб. актив.
2. 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.
3. 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.
4. 1-14 баллов - низкая мотивация.
5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень (1);
- нравится (3);
- не нравится (0).
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома (0);
- бывает по-разному (1);
- иду радостью (3).
3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома:
- не знаю (1);
- остался бы дома (0);
- пошел бы в школу (3).

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:
- не нравится (3);
- бывает по-разному;
- нравится (0).

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3);
- не знаю (1).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю (1);
- не хотел бы (3);
- хотел бы (0).

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто (3);
- редко (1);
- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю (1);
- хотел бы (0);
- не хотел бы (3).

9. У тебя в классе много друзей?
- мало (1);
- много (3);
- нет (0).

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся (3);
- не очень (1);
- не нравятся (0).

 

вернуться в раздел статей | обсудить на форуме



Используются технологии uCoz